Иногда может сложиться впечатление, что российский рынок ИБ чуть более, чем полностью, зависит от госзаказчиков либо от иных организаций, на которых различными федеральными законами и подзаконными актами наложено требование по использованию для обеспечения информационной безопасности исключительно сертифицированных ФСТЭК/ФСБ решений.
Тем не менее, это не так. Самый простой пример — это, пожалуй, домашний антивирус, который стал уже столь же привычным, как и зубная щётка. Объёмы рынка (полагаю) немаленькие, а про сертификацию и речи нет. Или, если быть ближе к корпоративным продуктам, всё те же «следилки» за сотрудниками, в последнее время всё чаще гордо называющие себя DLP-решениями. Сама их покупка в некоторых компаниях скрывается от всех сотрудников, какой уж тут сертификат ФСТЭК и аттестация автоматизированной системы.
Так себе примеры, согласен. Но вот ещё один — решения компании Palo Alto Networks. Не думаю, что кто-то рискнёт назвать компанию неуспешной на российском рынке, тем не менее её сертифицированные решения спросом практически не пользуются.
Судите сами — в реестре ФСТЭК всего 4 сертификата на операционную систему PAN-OS для межсетевых экранов Palo Alto Networks:
- Сертификат ФСТЭК № 2632 от 28.04.12 (до 28.04.18) на PAN-OS 4.0 для МЭ серии РА-500
- Сертификат ФСТЭК № 2633 от 28.04.12 (до 28.04.18) на PAN-OS 4.0 для МЭ серии РА-2000
- Сертификат ФСТЭК № 2609 от 04.04.12 (до 04.04.18) на PAN-OS 4.0 для МЭ серии РА-4000
- Сертификат ФСТЭК № 2610 от 04.04.12 (до 04.04.18) на PAN-OS 4.0 для МЭ серии РА-5000
При этом серии PA-2000 и PA-4000, несмотря на действующий и продлённый в прошлом году сертификат, уже сняты с продаж. Более того, все сертификаты выданы на 100 (максимум — 102) экземпляров (!). Вот и получается оценка сверху для всех продаж сертифицированных решений Palo Alto Networks с апреля 2012 года.
Явно компания в России делает бизнес не на сертифицированных продуктах. «Шашечки» заказчикам Palo Alto Networks не интересны. Особенно любопытно на этом фоне выглядят конкурирующие отечественные решения, которые иначе как с сертификатами в принципе не продаются, там порой правильные «шашечки» являются основным конкурентным преимуществом.
Что ж, у каждого свой заказчик и сегмент рынка. Главное, чтобы бюджета всем хватило.
P.S. За сканы сертификатов и наводку на русское описание решений Palo Alto Networks для Каталога СрЗИ спасибо Денису Батранкову, ну а за само описание — дистрибьюторам Palo Alto Networks компаниям Netwell и Tiger Optics.