Увольняющиеся vs увольняющие
Данный пост перенесён автоматически с предыдущего варианта сайта. Возможны артефакты. Если информация этого поста важна для вас, свяжитесь со мной для получения полного содержимого.
Каждый работодатель, нанимая очередного сотрудника, вынужден делиться с ним теми или иными своими секретами и тайнами, даже если этого ему и не очень хочется. Некоторые рады бы и вовсе из-за угрозы разглашения закрытой информации ничем не делиться, но не получается.
При этом обычно считается, что потенциальный ущерб от разглашения сотрудником известной ему внутренней информации о деятельности компании тем больше, чем выше занимаемая им должность. Хотя на самом деле даже нашему не такому большому ИБ рынку известны примеры, когда генеральные директора (особенно поставленные на должность в результате политических игр акционеров) в принципе не понимают, чем занимается их компания и как она работает.
Ровно также сотрудники, не входящие в состав топ-менеджеров и не заседающие на советах директоров, порой являются ключевыми носителями тех или иных компетенций, критических для бизнеса компании. Бездумные руководители реальную роль таких сотрудников иногда даже не осознают, а то и вовсе сознательно принижают, например, из-за каких-то личных комплексов: чувствуют, что человек имеет огромный потенциал и является точкой приложения огромнейшего спектра сил, но в силу собственного скудоумия не в состоянии понять всех масштабов, а потому просто бесятся и ведут себя даже как-то неадекватно.
Тем не менее, вне зависимости от занимаемой должности сотрудник рано или поздно может принять решение об увольнении. Вот тут-то и настаёт для работодателя час X. Лояльность сотрудников - вещь и так не особо просто измеряемая, а уж как быть с человеком, принявшим решение о смене места работы, и вовсе не ясно…
Идеальной представляется ситуация, когда обе стороны садятся за стол переговоров и мирно обсуждают все щекотливые моменты, как то: премия за прошедший период, передача дел и пр. При этом работодатель прекрасно понимает, что все рабочие контакты, а равно опыт и знания, полученные сотрудником за время работы, уже никак из него не сотрёшь и чем комфортнее для работника пройдёт увольнение, тем в конечном итоге будет лучше для самой же компании (все ведь слышали истории про обиженных админов? - это пусть грубый, но яркий пример). Но, как уже упоминал выше, не все работодатели “одинаково полезны”, ровно, впрочем, как и сотрудники.
Поэтому главный совет обеим сторонам - будьте доброжелательны и конструктивны, мир и так полон негатива, умерьте свои эмоции, ведь это просто бизнес и вовсе ни к чему портить личные отношения.
Теперь что касается “уноса с собой базы данных”, так пугающего некоторых работодателей. Самое неумное из известных мне поведений заключалось в том, что сообщившего о своём увольнении сотрудника тут же лишили прав доступа ко всем информационным системам, да ещё и доменную учётную запись отключили - видимо, чтобы не навредил. Вернули, правда, очень быстро, так как выяснилось, что в отделе кадров даже оригинала подписанного заявления от сотрудника нет.
Почему такое поведение я считаю глупым? Да потому, что когда бы работодатель ни узнал об уходе - сотрудник всё равно знает об этом раньше и если уж ему так захочется что-то скопировать или наоборот стереть, то он легко может сделать это заблаговременно.
Если уж бороться с утечками, то это делать надо постоянно, а не тогда, когда уже “alea jacta est”. К тому же, отключение учётной записи можно расценивать как нарушение трудового законодательства, так как это создаёт препятствие для выполнение сотрудником своих трудовых обязанностей.
Другой вопрос, что не каждый сотрудник найдёт в себе смелость спорить с работодателем, тем более что за тем обычно стоит целый отдел кадров, а то и вовсе департамент. Тем не менее, чтобы ни думал работодатель, но можно найти управу и на него.
Во-первых, если организация хоть сколько-нибудь публичная, то должна дорожить своей репутацией, а значит потенциальный публичный рассказ всей некрасивой правды о ней можно использовать как инструмент воздействия. Как показывает практика, непорядочные работодатели побаиваются постов в соцсетях, блогах, форумах и на специализированных сайтах.
Ну, и наконец, в каждом регионе существуют Государственные инспекции труда (трудовые инспекции), куда можно написать или позвонить. Хотя опять-таки порой может оказаться достаточно простого упоминания о том, что вы туда собираетесь обратиться, чтобы работодатель вернулся в русло законодательства, а то встречаются отдельные индивидуумы, при увольнении угрожающие чуть ли не физической расправой.
Комментарии из Telegram
Комментарии ВКонтакте